top of page

Шестое велопутешествие по Австралии по маршруту Melbourne – Port Augusta - Darwin (2010 г.)

Карта маршрута. The route

Делая предыдущие велосипеды, я решал свои чисто туристические задачи в пределах Австралии. Не так давно посмотрел материалы про ультравеломарафоны-бреветы, решил выйти за рамки туризма и следующую версию велосипеда сделать пригодной для использования еще и в таких поездках. В этой связи в конструкцию велосипеда были внесены некоторые существенные изменения.

Велосипед для шестого велопутешествия

Мучиться с выбором маршрута для испытательного марафонского велопробега мне не пришлось. Дистанция почти в четыре тысячи километров от Мельбурна до Дарвина была по своим параметрам вполне приемлемой. Эта дорога мне знакома, а большую ее часть – от Мельбурна до Алис-Спрингс я уже прошел на велосипеде в своем третьем велопутешествии. А, кроме того, этот маршрут позволял пересечь Австралию по Стюарт-хайвею и проехать через места со вполне Джеклондоновскими названиями – Банка Банка, Теннант Крик, Дели Вотерс, ... . Ну и посетить в городе Katherine дорогу "Zimin drive", названную так в память о моем однофамильце - Иннокентие Зимине, белом казаке из станицы Сретенской, который вместе с несколькими русскими в двадцатых годах прошлого века поселился там.

На Западном Хайвее. Western HWY

Скала Крокодила Данди в Парке Какаду

Семнадцатого сентября в ночь с пятницы на субботу я вылетел в Мельбурн через Дубай, а в ночь с девятнадцатого на двадцатое уже крутил педали по Западному шоссе, двигаясь в сторону Аделаиды. Сопровождал меня на своей машине Гена Карпенко, проживающий постоянно в Кубер Педи. Весьма условно я разделил маршрут на две части. Первая часть (меньшая) - от Мельбурна до Порт Аугусты, а вторая – по Стюарт хайвею, который идет от Порт Аугусты до Дарвина, пересекая всю Австралию с юга на север. Каждая из них имела свои особенности. Первая проходила по местам населенным, но дождливым, а вторая – это был классический безлюдный австралийский Outback, где осадков было относительно мало. Правда на самом севере Стюарт хайвея дожди могли быть проблемой, но только в сезон дождей, который обычно начинается в ноябре.

Коала - один из символов Австралии

Хотя у меня была машина сопровождения, все же ехать в режиме настоящего бревета я не мог. Один человек в машине сопровождения – это не команда и он не может работать круглосуточно. Ему это просто не под силу. Да и сам наш автомобиль - это не автокемпер, и он не располагал возможностями для отдыха и надлежащего жизнеобеспечения велосипедиста. Поэтому я был обречен «привязываться» к мотелям, строить свои передвижения с учетом расположения этих мотелей, с тем, что ресепшен в них ночью не работает и терять из-за этого массу времени. Так что значительная часть суток у меня заведомо выпадала из работы. Однако, важным было то обстоятельство, что как в реальном веломарафоне я ехал без груза и поэтому мог попробовать выстроить оптимальную схему работы именно в этом режиме. И дистанция в четыре тысячи километров позволяла прочувствовать особенности многодневной велогонки.

Поля Южной Австралии

Расстояние от Мельбурна до Порт Аугусты почти 1100 километров и я прошел его за шесть суток. Ехал и ночью, и днем. Когда как. Отдыхали в мотелях. Большие потери времени были из-за дождей и поломки машины. Тем не менее, я был доволен результатом. Самочувствие было в норме. Все подъемы я брал ходом и со значительным запасом как велосипедного, так и собственного ресурса. Не было также никаких проблем от езды ночью и от того, насколько долго приходилось крутить педали. Не было даже проблем от того, что каретка вынесена так далеко вперед за рулевую ось.

Около Дублина

Самые большие единовременные переходы на этом участке были от Тинтинары до Гаулера – 228 километров и от Порт Вейкфилда до Порт Аугусты – 224 километра. Средняя скорость-брутто на этих участках была в районе 20 километров. Много времени отнимали остановки. Было заметно, что пару часов можно сэкономить на них, при оптимальной организации бытового обеспечения, и тем самым довести среднюю скорость передвижения до 22 – 24 километров в час.

В Порт Аугусте

С учетом того, что твердое покрытие на австралийских хайвеях не классический асфальт, а тармак (гудронированная щебенка), где каждый камушек работает как маленький тормоз и, на которой нет «наката», то такая скорость очень неплохая. Сравнивая езду по асфальту в Москве и езду по австралийскому тармаку, я полагаю, что при одних и тех же энергетических затратах, моя средняя скорость в 28-30 километров на первом и 22-24 километров (без учета времени на остановки) на втором, вполне отражают соотношение велосипедного качества одного и другого покрытий.

Австралийский тармак

В четыре часа утра 26 сентября мы стартовали из Порт Аугусты на север по Стюарт хайвею. Обычно тут я проезжал 172 километра до Пимбы, где останавливался отдыхать. Теперь же я решил идти сразу до Глендамбо. Это плюс еще 113 километров. В сумме 285 километров. С учетом тармака дистанция нормальная. Впрочем, особого выбора вариантов тут у меня не было. Следующий за Глендамбо населенный пункт – Кубер Педи - это еще плюс 252 километра, и нам за один раз всю эту дистанцию не одолеть.

Стюарт Хайвей. Stuart HWY

Местность здесь представляет собой череду холмов и поднятий, въезды на которые подчас длинные и крутые. Ветер весь день был встречный, но несильный. Бытовые остановки занимали по обыкновению довольно значительное время. До Пимбы добрались легко. А вот дорога до Глендамбо для Гены стала мукой. Вечером он стал просто «вырубаться» и последние пару часов он ехал на пределе возможностей.

Эму около Стюарт Хайвея

Приехали в Глендамбо в полной темноте. Заправка, мотель и магазин были уже закрыты до утра. В аутбэке это обычный режим их работы. Кое-как устраиваемся ночевать в машине. А мне бы неплохо принять душ и смыть с себя соль и пот. Одежда мокрая от пота и, по-хорошему, ее надо постирать и высушить. И, очень бы мне не помешал нормальный ужин с хорошим стейком, чтобы восстановить силы перед завтрашним переходом. Вместо этого, наскоро отхлебнув молока, я, скрючившись, прикорнул в кабине. С рассветом мы продолжили путь. Даже завтракать в Глендамбо не стали. В Кубер Педи приехали тоже уже затемно. Поскольку у машины были некоторые проблемы, а впереди нас ожидали еще почти две с половиной тысячи километров, то было решено потратить один день, чтобы привести ее в порядок. И себя тоже. Как-никак, прошла уже неделя нашего путешествия.

Кубер Педи. Coober Pedy

Чем дальше мы продвигались на север, тем теплее становилась погода. Однако, настоящей жары еще не было, и мы ехали преимущественно днем. Все это время пришлось идти против ветра, подчас весьма сильного. За три дня от Кубер Педи добрались до Алис Спрингс.

На границе Южной Австралии и Северной Территории

В Марле мы останавливались в мотеле, а вот в Эрлдунде и Алис Спрингс пришлось спать в машине. Очень неприятные ночевки. Во-первых, все равно не высыпаешься и толком не отдыхаешь, а, во-вторых, от того, что нельзя вытянуться в полный рост и расслабиться, после таких ночевок все тело ныло от усталости. Такие ночевки лучше всего убеждают, насколько важен пусть даже короткий сон, но обязательно в нормальном положении. И обязательно после душа.

Около Алис Спрингс

Утром в Алис Спрингсе пришлось тормознуться. Опять не работали сигнальные фонари на крыше. Пока нашли автоэлектрика, пока починились, прошло немало времени. В одиннадцатом часу, наконец, выехали из Алис Спрингс. Дорога до Тропика Каприкорна шла преимущественно в подъем. Было жарко и был сильный встречный ветер. Так что в Айлерон я приехал затемно. При этом, чтобы не остаться и эту ночь спать в машине, я отправил Гену вперед, чтобы он успел взять номер в мотеле, до того как ресепшен закроется.

Въезжаю в тропики

Теперь мы едем в тропиках и днем очень жарко. А на жаре организм значительную энергию тратит на собственное охлаждение и на езду ее остается уже заметно меньше. Поэтому, начиная с Айлерона, я начинаю ехать преимущественно ночью.

Скульптуры людей Anmatjere в Айлероне

Выезжаем из Айлерона в шесть вечера. Всю ночь дул сильный встречный ветер, так что я даже хотел было тормознуться в Barrow Creek, но он представлял столь печальное зрелище своей полной разрухой, что после продолжительной остановки мы двинулись дальше в сторону Wycliffe Well куда и приехали в два часа дня.

Wycliffe Well

Каждое уважающее себя местечко в аутбэке старается чем-то выделиться. Wycliffe Well позиционирует себя как уфологический центр Австралии. Кругом видишь скульптуры и рисунки зелененьких инопланетян. Очень симпатично. Хозяин мотеля – этнический русский, но родился в Австралии. Стыдился, что русским не владеет. Пока нам готовили еду, мы с Геной смотались к Devils Marbles – развалам причудливо «разбросанных» огромных глыб.

Дьявольские шарики. Devils Marbles

В два часа ночи, так и не встретив инопланетян, покидаем Wycliffe Well. Через шесть часов мы уже были в Tennant Creek. Население этого городка преимущественно коренное, аборигенское. Поскольку я перешел на ночной режим, то днем мы отдыхаем. Следующая наша остановка в Эллиотте. Это 270 километров от Теннант Крик. В темноте проезжаем Банку Банку и Реннер Спрингс. Всю дорогу еду легко. Рано утром прибываем в Эллиотт – малозапоминающийся населенный пункт, дома которого редкой цепочкой разбросаны вдоль Стюарт хайвея. Только цветущая бугенвиллия, местами украшает довольно унылый пейзаж. Здесь есть плохонький караван-парк и мы поселяемся там в одной из кабин. В пять часов вечера покидаем Эллиотт. Небо в облаках, время от времени посыпающих нас редким дождиком. В Daly Waters приезжаем в середине ночи и до утра коротаем время на поляне неподалеку от караван-парка. Дальше нам ехать не резон. Daly Waters – место историческое и его надо осмотреть. Этот пункт стоит чуть в стороне от Стюарт хайвея. Местный паб – одно из старейших зданий на Северных территориях. По своему экзотическому убранству он весьма похож на бар в Вильям Крик на Ооднадатта тракте в Южной Австралии. В Дэли Вотерс располагался первый в Астралии международный аэропорт. Во время войны здесь была база ВВС. Здесь же начинается хайвей Карпентария.

Паб в Daly Waters

Из Дэли Вотерс выехали в 17 часов. Ночью шел дождь, и пару часов пришлось прятаться в машине. Впрочем, я уже особенно и не спешил. До Дарвина оставалось меньше шестисот километров. Поэтому следующая остановка была сделана в Матаранке. А до нее от Дэли Вотерс всего 170 километров.

Австралийский автопоезд. Road train

Дальнобойщики, работающие на Стюарт Хайвее, нас уже знают и приветственно гудят, встречая нас ночью на трассе. В Матаранку приехали ночью и ждали рассвета на подъезде к поселку

Матаранка - столица of the Never Never

В Матаранке искупались в хрустально чистой, теплой воде в парке Elsey. Потом смотрели атракцион с кормлением бараманди – довольно крупной и очень резкой рыбы. Затем в местном ресторане пробовали, какова она на вкус. Оказалась замечательной и без костей.

Бараманди

От Матаранки до Катерины переход был совсем уж символический – 105 километров. Просто легкая прогулка. В Катерине сразу проехали на Zimin drive. Оттуда отправились в местный краеведческий музей и попытались разузнать там о русских, которые после нашей гражданской войны обосновались здесь. Но безуспешно. Молодой парнишка, дежуривший в музее, ничего не мог нам рассказать. Правда он предложил мне буклет, в котором была информация о русских фермерах в Катерине. Их тут было целых полтора десятка человек. Некоторые так и прожили здесь всю жизнь. Могилу одного из них – Гермогена Сергеева по прозвищу «Galloping Jack», умершего в 1979 году, я нашел на местном кладбище. А вот про своего однофамильца никакой другой информации, кроме той, что была в буклете, я найти не смог.

Сергей Зимин у Zimin Drive в Катерине

Могила Гермогена Сергеева в Катерине

Переход от Катерины до Аделаид Ривер был нестандартным. После Хайес Крик Стюарт хайвей был закрыт и мы, покинув хайвей, свернули на объездную Дорат Роуд. Эта проселочная Дорат Роуд проложена по гористой местности и тут довольно много крутых подъемов и спусков. Четыре сотни метров набора высоты были хорошим дополнением к этому этапу. Отрадно, что все, даже самые злые подъемы на Дорат Роуд я брал на велосипеде. Даже те из них, на которые, по мнению Гены, ехавшего позади меня, у меня не было шансов забраться.

У термитника на Дорат Роуд

Сфотографировавшись у термитников, мы завершили двухсот двадцати километровый переход в Аделаид Ривер. Сезон дождей здесь на севере уже начался, причем, задолго до своего обычного срока, но к счастью пока что мы нигде не попали под серьезный ливень.

В Дарвине

Теперь оставался последний короткий отрезок дороги до Дарвина. Выехали ночью, и сразу пошел дождь. Почти до самого утра пришлось в основном укрывать велосипед и самому прятаться в машине. К рассвету погода улучшилась и лишь к одиннадцати часам мы смогли завершить наш славный веломарафон в парке Двухсотлетия у воинского мемориала «Вечная Память».

Финиш у воинского мемориала в Дарвине

Все путешествие их Мельбурна в Дарвин продолжалось двадцать один день, из которых девятнадцать были рабочими. Пара дней выпали из-за поломки машины и дождя. Проблем с велосипедом и с собственным физическим состоянием у меня не было. Этот велосипед экономичен, комфортен, хорошо «катит» и вполне годится для спортивных заездов на дальние дистанции. Даже после 12-15 часов езды я чувствовал себя совершенно нормально. Длинные, крутые подъемы я проходил очень неплохо. Так что по своим эксплуатационным качествам велосипед получился очень даже приличный.